На главную С чего начать Тезисы Запоминание Упражнения Ссылки
О запоминании вообще.
Запоминание чего-либо бывает 3х видов -
Первое понятно - например, каждый день ездим на работу, и запоминаем, какие маршруты туда ходят. Характеризуется прочным усвоением, легкостью воспроизведения, отсутствием каких-либо осознанных усилий. Минусы - где ж его взять-то, в случае с китайским языком? Да и времени требует кучу.
Второе тоже ясно - проедьте без штанов пару остановок в автобусе, и эта поездка во всех подробностях вам запомнится на всю жизнь. Или придумайте какую-нть извращенно-бредовую историю к иероглифу, и совсем его забыть уже не получится - так или иначе эта история будет напоминать вам, куда копать. Это к слову о мнемонике и разных упражнениях. Неплохой способ, но есть 2 минуса - требует кучу энергии, и захламляет мозг "левыми" ассоциациями.
Последний способ самый интересный, так как более свойственен нашему мышлению, и не обладает, в отличие от ассоциативного, захламляющим эффектом. Остановимся подробней.
Если утрировать сведения из нейрофизиологии, то можно сказать, что мысль или образ в нашей голове представлен комбинацией возбужденных клеток мозга. Один образ - один набор клеток, второй образ - другой набор возбужденных клеток и т.п. Причем возбуждение передается от клетки к клетке. Т.е. "возбудили" одну клетку, а она по своим связям "будит" своих соседей, те - своих и т.п. И так пока весь "набор" не возбудится 8-) Что такое разучивание нового? Установление, "пробитие" новых связей к своим соседям, создание новых "наборов". Что такое "не могу вспомнить"? Это когда часть набора возбудилась, а часть - нет, потому как возбуждение через "связи" не проходит. А не проходит почему - потому что связь - ненатренирована 8-) Да, их можно тренировать, "разрабатывать". Чем чаще возбуждение проходит через "связь" - тем легче ему будет в следующий раз. Эффект сохраняется на короткое время, быстро спадая, но никогда не падая до первоначального уровня(когда говорят, что человек ничего не забывает - это как раз имеется в виду этот эффект)! Это раз. А во вторых, остаточный эффект прямо пропорционален тому, как сложно было пробить связь. Это значит, что долбить иероглиф 100 раз подряд НЕ НАДО!!! Эффект быстро спадет, хоть и не до конца, того же самого можно добиться повторив его всего ОДИН РАЗ. Причем. Лучше не использовать подсказки. Надо напрячь всю память и таки постараться вспомнить самому. При этом вы задействуете столько ресурсов, что протренируете очень много всего. ;-)
ПРИПОМИНАНИЕ В ДЕСЯТКИ РАЗ ЭФФЕКТИВНЕЙ ПОВТОРЕНИЯ. НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ТО, ЧТО ПОМНИТЕ. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ВЫУЧИТЬ ЧТО-ТО СРАЗУ НАВСЕГДА. ДАЙТЕ ПАРУ РАЗ ЗАБЫТЬСЯ.
Вспомните, чтобы потренировать мышцы, надо сперва согнуть конечность, а потом разогнуть. Согнуть-разогнуть,cогнуть-разогнуть 8-) Никто не отжимается на прямых руках, не говоря уже о сексе ;-)). А иероглифы так почему-то учат.
С той же нейрофизиологией связано то, что учиться лучше по как можно большему количеству источников, общаться как можно более в разнообразных ситуациях - ведь некий набор(образ) проще возбудить(вспомнить), когда он связан с кучей других образов, как костер легче поджечь с 4х сторон, чем с одной.
О запоминании иероглифов.
Пришла недавно
мысль в голову. Что затруднения с запоминанием иероглифов не в последнюю
очередь связаны с его непривычностью для нашей зрительного сознания(обычно
говорят "память", но я не совсем про память). С чем связана эта непривычность,
сказать не могу(наверное, просто с малой используемостью этих самых иероглифов в
России), но могу сказать, что воспроизвести в уме(умозрительно) иероглиф
мне многократно сложней, чем слово из 10 букв, хотя что сложней объективно -
неизвестно. Замечали, наверно(а если не замечали - обратите внимание) - при
думании, а особенно при письме, частенько слова умозрительно рисуются "в
пустоте" как обычно на бумаге. А с иероглифами такого не происходит, они
рождаются из "пустоты", сразу "из руки и на бумагу". И методики запоминания,
используемые в учебниках("напишите 10 раз"), скорее ориентируются на моторную
память, чем на тренировку этой умозрительности. Я полгода назад отказался от
заучивания и повторения слов на бумаге, делаю это исключительно в уме, постоянно
что-то там прорисовываю. Тем самым исключаю нагрузку на руки, сокращаю время
повторения, и как мне кажется, резко увеличиваю КПД занятий. Субъективно -
результаты хорошие. В сочетании с мнемоникой - очень хорошие. Ранее запоминание
было проблемой №1. Сейчас уже даже не №2,а где-то №3-4. Кажется, это стоит взять
на заметку, и не терзать неприспособленную память левыми методами.....Вообще,
говоря по-компьютерному, мне кажется, что при письме стандартными методами(1) и
воспроизводстве иероглифов в уме(2) информация вызывается
а) разными
способами
б) из разных мест
В случае (1)
она идет как бы из кэша, по шине минуя процессор, сразу на вывод. А в случае (2)
- из оперативной памяти, через процессор, потом на вывод. В результате
тренируется и "память", и "процессор".